Суббота, 18.11.2017, 16:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 35
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Кузнецов П.М.

Родился Прокофий Максимович в 1875 году в Тамбовке. В 18 лет его призвали на службу царю. Был он юношей высокого роста и поэтому попал на флот. Первое время служил в Кронштадте на крейсере «Гангут». Затем его направили вместе с другими матросами в Филадельфию на прием нового крейсера. Это был четырёхтрубный двухмачтовый крейсер I ранга «Варяг», команда которого насчитывала 456 человек. Из Филадельфии в Кронштадт «Варяг» шёл весной 1901 года. Новый крейсер зачислили в Тихоокеанскую эскадру и отправили в Порт- Артур под командованием капитана I ранга Всеволода Руднева. Но после  того как отношения с японцами стали накаляться, в декабре 1903 года царское правительство переводит «Варяг» из Порт- Артура в корейский порт Чемульпо. Кроме русских кораблей, крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец», там находились и другие иностранные суда.

Японцы хотели  захватить русский крейсер и требовали сдачи «Варяга». 9 февраля 1904 года (по новому стилю) команда «Варяга» отвергла ультиматум японского адмирала и вступила в бой с 14 японскими кораблями. Команда билась до последней возможности и даже сумела нанести противнику большой урон. А затем, чтобы крейсер не достался японцам, корабль был затоплен в нейтральных водах порта Чемульпо.

Бой длился всего час. В сражении 34 моряка были убиты, 188 ранены. Прокофию Максимовичу посчастливилось, он не получил ни одного ранения. В этом бою ему пришлось подводить пластырь (брезент) под корпус судна на местах пробоин. Оставшихся в живых моряков на итальянском и английском судах доставили в Одессу, оттуда в порт Севастополь, а затем поездом в Санкт-Петербург. Здесь и закончил свою службу в армии боцман Кузнецов и вернулся в родные места. Дома его ждала любимая жена Домна Михайловна. Пожениться они успели, когда Прокофий Максимович ещё не служил на «Варяге» и приезжал домой в отпуск. У Кузнецовых родились три сына –Григорий. Яков и Николай.Некоторое время после службы Прокофий Максимович рыбачил, ходил на Каспий, а когда образовался колхоз "Ленинский путь", устроился в него кладовщиком, поскольку на селе он был в то время самым грамотным. Кстати, организатором колхоза и первым его председателем был старший сын Григорий.О славном прошлом Прокофия Максимовича никто тогда не вспоминал, ни о каких почестях или пенсии и мечтать он не мог. 

Все изменилось в 1954 году, когда советское правительство решило торжественно отметить 50-летие со дня гибели "Варяга" и собрало в столице оставшихся в живых к тому времени членов экипажа.Специально для такого случая морякам выдали новенькое обмундирование и бескозырки с надписью "Варягъ" с твердым знаком на конце. Указом Президиума Верховного Совета СССР моряки крейсера "Варяг" за личное мужество и отвагу, проявленные в бою с японской эскадрой при Чемульпо, были награждены медалью "За отвагу". но самое главное - с этого дня они стали получать персональную пенсию.

После поездки в Москву заинтересовались Прокофием Максимовичем на родине.Его стали приглашать на различные встречи, в сельском музее, который сейчас располагается в клубе отвели уголок, посвященный боцману Кузнецову.

Однополчане с "Варяга" были очень рады встрече. Ведь они ничего не знали друг о друге с тех пор, как расстались в Петербурге. вернувшись домой, они стали переписываться и навещать друг друга. К Прокофию Максимовичу тоже приезжал однополчанин, живший в Нижнем Новгороде. к сожалению, фамилия его в памяти внуков не сохранилась.Хоронили Прокофия Максимовича в родном селе с воинскими почестями, ему как герою установили памятник.

По стопам деде пошел только внук Валентин Николаевич. Он окончил астраханское морское училище и работал в Туркмении. Сейчас на пенсии, живет в Тамбовке.

Внук Виктор Григорьевич в войну кочегарил на тепловозе.В мирное время работал на водокачке. Погиб при аварии в 1974 году.

Не менее героическая судьба пришлась на долю еще одного внука. Константин Григорьевич был летчиком-испытателем. служил в полку под командованием Василия Сталина. Погиб в 1955 году при испытании новой машины.